В Совете Федерации

По инициативе Комитета Совета Федерации по экономической политике Совете Федерации 06.12.2023 состоялся Круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития перевозок пассажиров легковым такси». 

Обсуждались ход реализации вступившего в силу 1 сентября 2023 года Федерального закона от 29.12.2022 г. NQ 580-ФЗ, деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и занятости, страхование ОСАГО и ОСГОПП и др.

Модератором Круглого стола выступил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Синицын. В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, представители Общественных организаций, СЗЛТ «Яндекс.Такси» и «Максим», ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ», Министерства финансов России, Департамента страхового рынка Банка России, Всероссийского союза страховщиков, Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ и др.

В мероприятии принял участие Директор Ассоциации «ТАМА», научный руководитель ОАО «НИИАТ»,   член Общественного Совета при Министерстве транспорта Российской Федерации, Заместитель Председателя Комитета по транспорту ТПП Российской Федерации,  член Рабочей группы «Транспорт» Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, Общественной палаты г. Москвы, доктор технических наук, профессор, Н.О. Блудян.  

Н.О. Блудян дал экспертную оценку текущей ситуации в таксомоторной отрасли.

  1. Существует целый комплекс системных проблем таксомоторной деятельности, которые перешли из периода до вступления в силу с 1 сентября 2023 г. закона № 580-ФЗ по легковым такси. Закон никак не повлиял на решение этих проблем и вряд ли оказал на них какое-то позитивное влияние. В первую очередь надо отметить проблему страхования ОСАГО. Неоправданно высокая стоимость полиса: в регионах она доходит до 30-40 тыс. рублей, а в Москве до 130-160 тыс. рублей. Средняя стоимость ОСАГО по России составляет порядка 50 тыс. руб. Наряду с высокой стоимостью очень затруднена возможность физического страхования, очень мало офисов страховых компаний, длительный срок рассмотрения документов до 30 дней, отказы в страховании под всякими надуманными предлогами.

На протяжении многих лет, в т.ч. и в настоящее время, страховое сообщество, регулятор ЦБ РФ и другие причастные органы стараются сгладить ситуацию, приводят обоснования и аргументы, которые не имеют ничего общего с реалиями в этом секторе экономической деятельности.

  1. Медицинские осмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств в таксомоторной отрасли во многих случаях уже очень давно стали в большинстве своем фикцией. С учетом официальной легализации в сфере такси новой категории водителей – «самозанятых», эта проблема приобрела просто массовый характер. В регионах страны в маленьких и средних городах, муниципальных образованиях нет инфраструктуры для обеспечения выполнения этих требований законодательства. Отрасль такси пока еще функционирует на местах во многом благодаря «слабой» системе контрольно-надзорной деятельности.
  2. Ситуация на автомобильном рынке, а также запасных частей, комплектующих, топлива, расходных материалов т.д. привела к значительному повышению стоимости проезда. В некоторых городах и агломерациях средний чек повысился на 50 %. Отсутствие на рынке транспортных средств по относительно приемлемым ценам привело также к увеличению среднего возраста парка легковых такси. В Москве динамика за последние годы составила от 2,5 до 4,0 лет в настоящее время, а в Московской области уже составляет 5,0 лет. Это все конечно сказалось на качестве услуг такси.

Существенной отличительной чертой сегодняшнего рынка легковых такси в Московской агломерации является необъяснимый дисбаланс использования парка автомобилей. По данным Департамента транспорта г. Москвы из свыше 72 тыс. автомобилей в течении суток на линию выходят всего 40 тыс. В Московской области из почти 102, 5 тыс. единиц на линию выходят только 50 тыс. единиц. Это все безусловно требует дополнительного научного изучения и анализа, а также экономической оценки эффективности такой системы. 

  1. Перечень существующих проблем можно продолжить: нехватка водительского состава, их низкая квалификация и надежность; проблемы юридического оформления гражданами статуса «самозанятых», нестыковки отдельных положений закона о такси и т.д.
  2. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы фактически отсутствуют научные исследования рынка такси, нет достаточно обоснованных подходов к решению насущных проблем рынка таксомоторных перевозок. Безусловно много резервов в этом отношении содержит планируемая цифровая трансформация отрасли. Определенные шаги в этом направлении уже содержит новый закон о такси, в частности по созданию реестров. Те процедуры, которые не могут быть решены традиционными методами, возможны при внедрении цифровых технологий.
  3. Теперь о главном: почему на протяжении свыше десяти-пятнадцати лет лет в таксомоторной отрасли не решаются самые утилитарные и понятные проблемы.

На мой взгляд корнем этого является гносеологическое противоречие между предметом регулирования (таксомоторные перевозки) и принципами и методами регулирования.

  1. Таксомоторные перевозки – суть внутрисубъектовый (городской) вид транспортной деятельности
  2. Действующие принципы регулирования – общегосударственная (федеральная) единая и достаточно жесткая методология.

Очевидно требуется концептуальный пересмотр основных постулатов федерального регулирования с передачей в субъекты большей части регуляторики в сфере такси по организации и управлению. Страна у нас огромная, субъекты (регионы) разительно отличаются друг от друга со своей спецификой территорий, экономических условий и расселение людей и т.д. Дерегулирование сферы такси должно оставить в полномочиях федерального регулирования те полномочия, которые регулирует безопасность транспортной деятельности. Все остальное необходимо передать на уровень регионов с широкими полномочиями субъектов России.

Убежден, что многие проблемы сферы такси могут быть решены в регионах при наличии соответствующих полномочий у администрации субъекта.

Наряду с этим транспортная наука должна сказать свое слово и подключиться к обоснованию методов и технологий решения насущных проблем.